Форум ИГШ

Старое место
Текущее время: 21 апр 2018 23:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Попытка ретрофутуризма.
СообщениеДобавлено: 26 мар 2011 15:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 апр 2010 13:18
Сообщения: 4994
Статья, которой не было в нашей истории, но которая могла бы быть. Коллеги, если кто желает продолжить игру в футурологов образца 1901-го, милости прошу.


----

Напечатано в "Журнале общественного чтения", раздел "Наука и философия новейших дней."

-
Сегодня мы предлагаем вниманию почтенной публики свежую статью известного и уважаемого в академических кругах столицы самодеятельного мыслителя и корифея технических наук, господина Аркадия Борисовича Недоcлегова. В ней он размышляет о путях прогресса и о будущем Человечества. В последние два года в разных странах и на разных континентах печаталось много мнений различных авторитетных лиц о будущем расцвете культуры и науки в ближайшие века. Не осмеливаясь влить в этот мёд свою ложку дёгтя, тем не менее автор предупреждает нас о терниях на пути к расцвету новой эры Цивилизации. Также приглашаем почтенных читателей к обмену мнениями в рамках взаимного уважения и понимания.

редакция
-

21/12/1901

Недоcлегов А. Б.

Мысли о грядущем веке


Прошедший век принёс цивилизованному Человечеству множество новых открытий, изобретений, культурных и иных достижений технического и нравственного прогресса. Что ждёт нас в грядущем? Этим вопросом задаётся ныне каждый неравнодушный гражданин. Безграничны ли возможности познания, что ждёт всех нас впереди - золотой век или же новое средневековье? Попытаюсь, в меру своих скромных талантов, приподнять завесу над Изидой нового века.

* * *

Прежде всего, основной прогресс в механике и транспортных средствах за последние десятилетия был достигнут путями использования теплоты горения и преобразования её в работу машин. Пароходы, паровозы, автомобили - все они стали возможны благодаря огню, котлам и цилиндрам. Может ли быть возможен больший прогресс, не сводящийся лишь к увеличению протяженности железных дорог и числа автомобилей? Ответ на этот вопрос зависит от следующего:

а) Удельная мощность моторов, его неуклонный рост и возможные пределы.

б) Используемое топливо - от угля и нефти до солей радия.

в) Возможности по преобразованию и хранению тепловой энергии в электрическую форму.

Общее количество употребляемой цивилизацией в целом энергии неуклонно растёт и непременно будет расти. За счёт чего?

а) Добыча угля, нефти, радиевой руды.

б) Заимствование энергии у природных явлений - текущей воды, ветра, приливов, подземного и солнечного тепла.

Понятно, что использование простой мускульной силы как людей, так и прирученных людьми животных, будет неуклонно сокращаться. Как ломовой извозчик не может везти груз быстрее и больше, чем локомотив, так и всё человечество будет перелагать тяжкий груз со своих плеч на рукотворных механических атлантов. Но сколь долго может продлиться подобное процветание? Запасов угля, по геологическим расчетам, хватит при непрерывном росте угольной добычи лет на 200, нефти, даже при увеличении числа автомобилей, возможно лет на 300, но вряд ли больше. Залежи радиевой руды еще не исследованы, но добыча этого химического элемента очень трудна, при мизерных пока что результатах. Ближайшие два века человечество может наслаждаться невиданным богатством природной энергии, как нерасчетливый юнец, получивший большое наследство, но что ждет его потом? Остаются те источники энергии, которые растратить невозможно. Естественный прирост дровяной массы в лесах, солнце, ветер и вода. На больших реках можно создать искусственные дамбы и поставить электрические генераторы. Также можно использовать ветер, поставив стальные мачты электромельниц в долинах и на побережьях, где постоянно дуют ветры с моря... Но хватит ли этого привыкшим жить на широкую ногу потомкам? Кроме того, электричество еще нужно сохранить и переместить к каждому использующему его механизму. Впрочем, новые химические аккумуляторы, несомненно, сделают этот процесс простым и удобным. Возможно также, увенчаются успехом новейшие опыты по передаче электричества через грунт на большие расстояния.

Безграничен ли прогресс в применении энергии? Если речь идёт о тепловых машинах, то они достигнут всего возможного совершенства в очень близком будущем, в ближние полвека. Удельная мощность их после этого расти не будет. Удельная же мощность электрических двигателей ограничена теплоплавкостью проводящих частей и может быть доведена до высоких пределов, если использовать провода из алюминия, а потом и вольфрама или же новых теплостойких токопроводящих сплавов. Возможно, в будущем получат распространение генераторы с обмоткой из считающихся нынче редкими тяжелых металлов. Следует учитывать, что металлические детали из них не ржавеют и мало изнашиваются при работе электрического двигателя, поскольку обмотка не испытывает трения при вращении. Со временем, цена энергии будет расти, а цена металлов напротив, падать, вследствие всё большего их накопления, в отличие от истощающихся подземных источников энергии. Таким образом, тяжелый прочный электрический мотор в сочетании с металло-свинцовым аккумулятором станет движителем в отдаленном будущем, сменив угольные, газовые и нефтяные моторы будущего ближнего. Если наши ближние потомки будут тянуться к легкости и быстроте, то отдалённые - к основательности и умеренности.

* * *

Современная наука уже настолько сложна, что вплотную приближается к возможностям даже гениального ума. Не станет ли невозможность понимания теорий новых гениев непреодолимой преградой для научного прогресса? Ведь если постулаты Евклида были понятны и понятны сейчас любому школьнику, то законы Максвелла уже не таковы, а новейшие исследования радиоактивности и её причин повергают в недоумение большую часть современных естествоиспытателей. Не придётся ли ученым будущего ходить в студентах до зрелых лет, чтобы освоить всё наследие великих предков? И сколько лет активной жизни им останется для собственного творчества? Но ведь знания о свойствах новых сложнейших машин понадобятся также инженерам и техникам, а о новых теориях в разных областях, которые несомненно будут умножаться с ростом науки - агрономам, врачам, даже и адвокатам с чиновниками. К чему это приведёт? Не будут ли деятельные личности учиться по 20-30-40 лет, чтобы потом работать всего 20-10 лет до ухода на покой? И многие ли выдержат столь долгую умственную работу без нервного и умственного истощения? Не придется ли обществу и государству открывать дома призрения для умственных калек, не выдержавших беспощадный путь по острым камням гранита науки?

Кроме роста "ввысь", обучение будет расти также "вширь". Если кучер учится своей профессии естественно, смотря за работой родителей или старших, то автомобильный шоффер должен постигать механику, кинематику, слесарное дело и искусство вождения, тем более что скорости движения непременно возрастут, а движение по улицам будет не менее оживленным, чем сейчас на Невском, только с автомобилями вместо пролеток. Даже самая обыденная жизнь будет требовать обширных знаний и множества новых профессий, которым придется учить трудящиеся массы городов. Конечно, их образование будет приспособлено по большей части к чисто техническим и математическим дисциплинам, но тем не менее, студенты реальных училищ, которым тоже придется учиться едва ли не десятилетиями, станут привычными в городской толпе.

Кроме того, рост грамотности и культурности горожан и даже, возможно, селян, неизбежно вызовет к жизни вопрос о совершенствовании управления обществом. Неважно, какой именно будет форма правления, но несомненно что градоправители и губернаторы будут должны иметь хотя бы университетское образование по курсу общественных наук, а возможно что и ученую степень по практическому и деловому управлению. Я понимаю, как это удивит читателя, но всего через каких-то лет сто-сто пятьдесят править повсеместно будут пожилые профессора. А дебаты в парламентах республиканских стран, вполне возможно, будут напоминать публичные диспуты в нынешних университетах. В деловом же мире огромными техническими трестами будут править тоже профессора, но иных, финансовых наук.

* * *

Невозможно удержаться от соблазна рассмотреть такую заманчивую тему, как полёт человека в вольной стихии. Пока неизвестно, удастся ли овладеть полётом на аппаратах тяжелее воздуха, но даже нынешние воздушные шары позволяют пересечь Ла-Манш. Приспособление мотора в гондоле шара позволит не зависеть от ветровых течений и двигаться в воздухе в произвольном направлении. Преимущества воздушных сообщений столь велики, что их широкое развитие не может вызвать сомнений. В то же время нет никаких возможностей к путешествиям за пределы земной атмосферы, столь любимых новомодными писателями, вроде г-на Веллса, а до него мсье Верна. Гораздо полезнее понять, с какими скоростями будут перемещаться грузы, почта и пассажиры в будущем. Если по морю вряд ли возможно передвигаться быстрее скорости самых быстрых рыб, то бишь около полусотни миль в час, то по воздуху можно двигаться быстрее любого паровоза-экспресса, то есть быстрее даже сотни миль в час. Можно с уверенностью предположить, что почтовые дирижабли будут летать быстрее 150 миль в час, а грузы и люди 80-100 миль/час. Наземные и подвесные железные дороги могут достичь близких скоростей, но поскольку они передвигаются по рельсам, то быстрое перемещение к дальним городам и весям, островам и проч. будет осуществляться только по воздуху. Морем же станут транспортировать особо тяжелые либо неприхотливые грузы, вроде угля и руд.

В городах также широкое распространение несомненно получит трубопроводный транспорт, не только для почты, но возможно и для людей. Труба, соединяющая высокие дома и присутственные учреждения в разных уголках крупных городов, позволит быстро перемещать пневматическими вагонами массы народа не тревожа стаи автомобилей на улицах. Прочие же пешеходы станут "пешеездами", двигаясь не перебирая ногами на самобеглых тротуарах. Именно такие картины рисуют многие господа, рассуждающие о грядущем, и нет сомнений что так и будет. В то же время на поверхности земли места человеку не останется. Обеспеченные и благополучные будут жить в поднебесье, нищие и убогие окончательно переместятся под землю, в специальные работные дома, не оскорбляющие своим видом добропорядочных горожан, вся же наземная поверхность, включая бульвары и парки, окажется в безраздельном пользовании автомобилей и их седоков.

По истощении угля, нефти и прочих горючих ископаемых, пневматические и электрические поезда будут так же исправно действовать, автомобили же либо станут сплошь электрическими, либо будут работать на газе, получаемом из древесных отходов. Возможно, велосипеды переживут новый ренессанс, а неимущие смогут получить простую и не требующую больших знаний работу велосипедных рикш.

На производстве и в сёлах потребное число работников возрастёт, но не так уж значительно. Уже сейчас один рабочий на станке с механическим приводом заменяет чуть ли не сотню кустарей с простым инструментарием. Так же и в агрохозяйствах, использующих прогрессивные методы, выход полезной продукции намного больше, чем с обычной крестьянской пашни. Таким образом барышники, скупающие землю и передающие её в пользование деловым людям, нанимающих для работы на ней аграрных инженеров и аграрных механиков, а также химиков и почвоведов, с помощью механизмов и подсобных рабочих, составят новую армию сельских трудящихся. Старое крестьянство обречено, после продажи жалких остатков отцовых и дедовых земель оно пополнит ряды городского пролетариата. В сельских странах, вроде Российской Империи, это грозит бесчисленными трагедиями. Боюсь, что темы модного бытописателя босяков, М.Горького, будут популярны еще долгое время. Весь ближайший век пройдет под знаком безудержного сгона крестьян с земель, схожего с английским "огораживанием". Города разбухнут от перебравшихся в них обездоленных и трущобы в них станут составлять всё расширяющееся кольцо вокруг сытого благополучного и культурного центра.

* * *

Недавняя паника, случившаяся этой весной на биржах, отражает неустойчивость рынков ценных бумаг, которая отнюдь не снизится в будущие годы. Одно из двух - либо череда крахов и новых взлётов, во что верится с трудом, ибо каждый такой крах разоряет огромное число собственников, составляющих опору государства... либо разумный умеренный контроль со стороны общества за оборотом ценных бумаг. Поскольку капитализм молодых республик(Французской и Северо-Американской) государству столь соблазнительную роль никогда не доверит, скорее всего бразды правления рынками передадут в руки некоего внепартийного комитета, может быть с привлечением особо отличившихся порядочностью деятелей церкви. Нынешние ученые, к сожалению, в денежных делах малосведущи, а до появления поросли научных финансистов должны пройти десятилетия. Но возможно, уже к середине нового века научное управление мировыми и национальными финансами станет привилегией выпускников специальных университетов по финансовому управлению.

* * *

Печатные издания во всём мире сейчас переживают расцвет и этот расцвет, ввиду роста общественной грамотности, продлится долго. Примером здесь могут служить Северо-Американские Штаты. "Нигде в мире печать не достигла такого развития и распространения, как в Соединенных Штатах... Нет закоулка в Америке, куда не заходило бы печатное слово; нет человека, который не читал бы газет; чтение газет также рекомендуется детям в школе. Печать является здесь более важным воспитательным органом, чем школа" - сказал недавно некий журналист. Графики роста прессы в САСШ достаточно красноречивы.


Изображение

Количество ежедневных газет (экземпляров)


Изображение

Рост общего разового тиража газет (в тыс. экземпляров)

Практически каждый населенный пункт с населением более 500 человек имеет там свою газету. Большая ежедневная газета стремится заменить читателю и журнал, и финансовое обозрение, и книгу, словом, берет на себя роль всеобщего поставщика духовной пищи. Несомненно, что с ростом образованности и вместе с тем с уменьшением свободного времени у горожанина, по сравнению с селянами прежних десятилетий, газета может занять место старого доброго толстого журнала. Даже журналы-обозреватели, не являющиеся журналами в русском смысле, демонстрируют всё более замедляющийся рост в тех же САСШ:

Изображение

Рост числа журналов(с прогнозом до 1905г.)

Наши путешественники говорят об американских журналах примерно следующее: "в США, можно сказать, всякий читает журнал. Но журналов в русском смысле здесь нет; несколько приближается к типу русского журнала только "Атлантик мансли" ("Атлантический ежемесячник")" Вместе с тем, все более широкое распространение получают научные журналы, посвященные естественным наукам. Таковых пока 72, с общим тиражом 100 тыс. экз., вследствие небольшого пока числа читателей, могущих оценить их содержание. Несомненно, что журналы для специалистов и техников, шоферов и электриков, станут в будущем не менее известными, чем нынешний медицинский журнал "Ланцет" и сильно потеснят журналы литературные.

* * *

Отношения между государствами всё более регулируются не доблестью военных, а деловыми интересами и юридическими тонкостями правовых отношений, что естественным образом ведет к преобладанию среди дипломатов юридической, а не грубой силовой школы. Без сомнения, иного пути к цивилизации быть не может и лет через сто можно будет говорить о прочном мире, кроме может быть отдельных диких окраин с до сих пор дикими племенами. Конгрессы и международные мировые суды станут основным регулятором отношений между цивилизованными нациями мира.

Тут нельзя не затронуть вопрос Британской Империи, взявшей на себя "Бремя белого человека". Конечно, это бремя почетно и необходимо, но нести его столь выгодно, что другие нации не могут не претендовать на ту же роль просветителей и если нужно, укротителей пока еще диких народов нецивилизованных мест Земли. И первым среди этих наций неизбежно выступят не громкогласные галлы или упорные немцы, но мятежные колонисты с другого берега Атлантического океана. Тем более, что успешно избавившись от рабства, ныне северо-американцы устами своего президента славят полную эмансипацию негров, что привлечет к ним симпатии африканцев и других небелых народов, не жалующих надменность сынов Альбиона. Не говоря уже о размахе американских деловых людей, быстро ставящих на широкую ногу любое начинание. Скорее всего, значительная часть колоний, возможно и не только британских, попадёт в руки деловитых янки, причем уже в ближайшие полвека. Не без активного участия самих жителей колоний, которые могут когда-нибудь получить собственный голос на межгосударственных конгрессах.

* * *

Женская эмансипация также неизбежна, но эту тему обсуждать нет смысла, ей и так придаётся слишком большое внимание. Гораздо полезнее обсудить другой вопрос, а именно - эмансипации детской. С одной стороны, современная промышленность всё шире привлекает детей, как самых дешевых и неприхотливых из пролетариев. С другой, дети всё чаще оказываются вовлечены в преступления, так что потребуется уменьшить возраст привлечения их к ответственности наравне с взрослыми. Но ответственность и права обходились друг без друга, разве что в диком средневековье. Так что вопрос эмансипации детской, как-то получение паспортов с 10-12-летного возраста, встанет неизбежно. Однако, как я говорил ранее, в будущем неизбежен долгий период обучения по крайней мере образованной и деятельной части общества. Но учащиеся, как лица несамостоятельные, не могут пользоваться всей полнотой прав гражданина. В то же время сложно представить мир, в котором дети неимущих получат все права, а дети образованных, получая образование в свою очередь, будут бесправны до середины жизни. Неизвестно, как наши потомки решат эту проблему.

* * *

Последнее время получили распространение исследования так называемых нервных болезней. Лебон в своей известной книге "Психология народов и масс" показал, что целые нации часто ведут себя не менее истеричным образом. Всем известны случаи массовых истерий в тёмные века, которым история обязана фанатичным крестовым походам и сожжениям ведьм. Физиологи будущих времён изучат все таинственные глубины мозга и выдадут безотказное лекарство от волнений прошлых веков. Неизвестно, в чём оно будет состоять - в химической таблетке, незримых исцеляющих лучах или газе, но способы бороться с опасными проявлениями истероидности толп непременно найдутся. Из-за этого история будущего показалась бы нам, детям бурного века, очень скучной и лишенной острых приправ кровавых бунтов, бессмысленных мятежей и войн по ничтожным поводам. Войны будущего, пока они сохранятся и не будут удушены юридической петлей международного права, станут лишь продолжением биржи, а не маккиавеллианства правителей. Поэтому они будут непродолжительны и по возможности малоразрушительны, дабы не сокращать оборотные средства мировых рынков. "Скупой воин", новое воплощение пушкинского "скупого рыцаря", таков будет армейский командующий новой эпохи.

* * *

После разговора о войнах вообще, невозможно не упомянуть о вопросе, волнующем нынче общественность всего мира. О будущем военного флота. Будут ли новые, всё более могучие линкоры владеть морскими просторами или их заменят быстрые верткие миноносцы и невидимые глазу подводные лодки? Рассмотрим и этот вопрос без гнева и пристрастия.

Линкор имеет неоспоримые преимущества - дальность плавания, мореходность, защита, разрушительные дальнобойные пушки... И столь же неоспоримые недостатки - дороговизна, огромный расход стали, уязвимость от торпед и подводных мин. В то же время миноносцы и подводные лодки пока имеют очень небольшую дальность самостоятельного плавания, боятся штормов. Неизбежно в будущем возникновение некоего гибрида, сочетающего дальность и мореходность линкора со скрытностью подводной лодки. Некий подводный торпедный линкор, могущий утопить любое надводное судно и притом неуязвимый для противника. Для его постройки нужно решить проблему длительного движения под водой. То есть нужен аппарат, могущий поставлять кислород в количестве, достаточном для работы машин и дыхания моряков. Возможно, усовершенствованный электролизер позволит использовать для этого обычную морскую воду. Неизвестно, когда именно появится такое подводное вооружение, но после его появления все прочие флоты мира станут ненужной обузой. В то же время таким подводным линкорам легко охотиться за обычными кораблями, но невозможно воевать друг с другом. Если линкор может увидеть другой линкор издалека, то подводная лодка не может увидеть другую лодку, также находящуюся под водой. Итак, война на море отмирает столь же неизбежно, как и на суше.

Для завершения, остаётся решить вопрос о человеческих чувствах, кои являются причиной большинства несчастий и трагедий во все времена. Уже сейчас медицина может посредством некоторых лекарств и физиологических процедур лечить наиболее острые проявления избыточных чувств, проявляющихся в форме истерий и психопатий. Несомненно врачи будущего найдут лекарства для лечения как патологической ненависти с завистью, так и чрезмерной влюбленности, мешающей выбрать правильную супругу. Неважно, как именно будет делаться выбор - расчетом денежным или расчетом биометрическим. Главное что навязанные нам, разумным людям, дикие чувства, ломающие планы и доводящие до самоубийств и прочих трагедий, удастся взнуздать и укротить. И о нашем времени люди счастливого 21-го века будут вспоминать с улыбкой и потаённым страхом, как путешественник об оставленных позади безжалостных джунглях.
-

_________________
"Наша сила не в оружии, а в людях"(с)Ку-Клукс-Клан


Share on FacebookShare on TwitterShare on RedditShare on VKShare on Google+
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Попытка ретрофутуризма.
СообщениеДобавлено: 26 мар 2011 18:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 апр 2010 19:23
Сообщения: 3840
super!


Share on FacebookShare on TwitterShare on RedditShare on VKShare on Google+
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Topic attributes:

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB