Мы публикуем расшифровку лекции доктора географ. наук, ведущего научного сотрудника Института географии РАН Татьяны Нефедовой и кандидата эконом. наук, руководителя Центра крестьяноведения и аграрных реформ и Интерцентра, МВШСЭН (Шанинки) Александра Никулина , прочитанной 13 мая 2010 года в Политехническом музее в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру».
+++
Мы условно разделим страну на пять крупных широтных зон. Причем, обратите внимание, на карте 1 границы проведены не по субъектам Российской Федерации, а по внутренним административным районам, которые приближают эти зоны к природным, к системе расселения. В них совершенно по-разному устроена сельская жизнь.
Первая зона — слабо освоенная. Она занимает половину территории России. Вдумайтесь: на половине всей территории страны живет менее чем 1,5% сельского населения с очень низкой плотностью. Эту территорию условно можно назвать внешней периферией России, это ее природный резервуар, здесь находятся самые северные в мире большие города: Норильск и Мурманск.
+++
Она представляет собой разрозненные поселки, очаги освоения, а все остальное — мир традиционного хозяйства коренных малочисленных народностей. Раньше здесь были оленеводческие колхозы, которые распались, и сейчас преобладает почти натуральное хозяйство.
Вторая зона — лесная, которая тоже занимает огромную территорию — 22% территории России, и в ней живет 3% сельского населения. Это тоже обширная периферия, где пространство организуют лесные и горнопромышленные поселки. В советское время сюда было затянуто и сельское хозяйство, которое испытало в 90-е годы полный коллапс. Очаги благополучия связанны здесь с добычей нефти, газа и столицами регионов.
Третья зона — лесо-сельскохозяйственная – меньше по площади, но здесь сосредоточена уже треть сельского населения. Для нее тоже характерен большой отток сельского населения, поскольку здесь быстро росли города, это была основная зона урбанизации и промышленного развития. Главное - для нее характерны очень сильные контрасты между пригородами и периферией регионов. По существу здесь внешняя периферия как бы переходит во внутреннюю периферию, то есть окраины регионов, и эта внутренняя периферия занимает большую часть этой зоны.
Наконец, сельскохозяйственная зона — это наш благодатный юг, где проживает почти 60% сельского населения с повышенной плотностью. Она тоже очень разная. Одно дело — почти полностью распаханные равнины Северного Кавказа, например, Краснодарского края, или Центральное Черноземье, другое — засушливые районы Поволжья и Западной Сибири. Но, тем не менее, это основная сельскохозяйственная зона страны, это надежда нашего сельского хозяйства, хотя здесь тоже есть депрессивные территории, и я о них скажу.
И, наконец, южные горные районы, хотя и очень разные по национальному составу и по плотности населения: на Кавказе она высокая, в Сибири — низкая. Но, тем не менее, для них характерны сходные процессы. Колхозы, которые были в советское время, рухнули, и население перешло к традиционному экстенсивному животноводству. Даже этот краткий обзор показывает, насколько разная у нас сельская местность, и нет никакой общей модели развития для таких контрастных территорий.
Рис. 1. Зоны с разным типом освоения территории России
+++
Сжатие пространства — это сегодня очень модная тема, и есть два понимания этого термина. Первое — это повышение проницаемости пространства, то есть любая точка становится более доступной, благодаря развитию транспорта, информации и так далее. Пространство как бы уменьшается. Второе понимание — это физическое сокращение освоенных и заселенных территорий. В отношении сельской России мы будем говорить о сжатии во втором понимании, хотя экскурсы к первому неизбежны. Более того, глобализация и повышение проницаемости территории только ускорили процессы сокращения освоенного сельского пространства, как это ни парадоксально. Это я и попытаюсь вам показать. Сжатие освоенного пространства может быть отраженно разными показателями. Я выбрала 4 группы наиболее наглядных. Это убыль сельского населения и связанное с этим ухудшение качества социальной среды. Это поляризация всей системы расселения, вплоть до исчезновения деревень. Это поляризация хозяйственной деятельности, включая наиболее землеёмкие — сельское и лесное хозяйство. И это непосредственное физическое сжатие землепользования, уменьшение площади сельскохозяйственных угодий и земель, которые, так или иначе, используются.
+++
Рис. 2. Динамика сельского населения между переписями 1959 и 1989 гг. (1989 г. в % к 1959 г.)
+++
Рис. 3. Динамика сельского населения между 1989 и 2009 гг. (2009 г. в % к 1989 г.)
+++
На этих картах (Рис. 2 и 3) показано как уменьшалось население еще до последнего кризиса 90-х годов, за 30 лет, начиная с 59-го года и после 90-го года. Я оставила в стороне катастрофы начала ХХ века и взяла спокойные периоды, в которые все равно происходило сильное уменьшение сельского населения, несмотря на то, что естественный прирост в те годы был еще положительный. И основная зона в основном миграционных потерь — это как раз Центральная Россия вокруг Московской области, где население уменьшилось более чем в 2 раза. И дело даже не в количественном уменьшении сельского населения. При таком оттоке населения из поколения в поколение в течение довольно долгого периода происходит так называемый отрицательный социальный отбор, потому что уезжают в первую очередь люди молодые и активные, которые хотят чего-то добиться в жизни. Соответственно, меняется сама сельская среда. Очень важно понимать: это не только количественный, но и качественный показатель. В 90-х годах, как видно на рисунке 3, ситуация резко изменилась, население потянулось в Европейскую часть, в т.ч. в сельскую местность, и из северных районов России, как я говорила, и из бывших союзных республик. Но реальная прибавка населения все равно была либо на юге, либо в Московской и Ленинградской областях, а на остальной территории все равно шло сокращение сельского населения.
Чтобы понять, что будет дальше с оттоком сельского населения, скажу пару слов об урбанизационных процессах в России. Весь ХХ век шло увеличение городского населения за счет сельского — это нормальный и объективный процесс урбанизации, который проходят все страны, но в разное время. В России с 1926-го года постоянно сокращалось сельское население, и только в 90-х годах эти процессы приостановились. Сразу заговорили о том, что урбанизация завершена, и что скоро люди поедут обратно из городов в сельскую местность. Но жизнь показала, что эта приостановка роста городов во многом была временной и связанной с экономическим кризисом и распадом СССР, изменившим тренды миграции. Был отрицательный отток из крупных городов в начале 90-х, был приток в сельскую местность из бывших союзных республик, в основном, до 95-ого года. А к концу 90-х годов урбанизация восстановилась в России. То есть это была реакция на все перемены, и сейчас вновь наблюдается преобладающий рост больших городов. Все это говорит о том, что урбанизация в России не завершена. А значит, в ближайшие годы сельское население будет уменьшаться. Это очень важно понимать, потому что переломить эту тенденцию простым увеличением зарплат в сельской местности и тому подобными мерами не удастся. Если вы помните, в 80-е годы сельские зарплаты почти сравнялись с городскими, а отток из деревни был очень сильный. Это лишний раз доказывает, что вмешательство в такие объективные процессы не всегда приводит к желаемым результатам.
+++
Рис. 6. Плотность сельского населения (чел/кв. км) от пригородов — районов ближайших к областному центру (зона 1) до периферии, окраинных административных районов регионов (зоны 5,6-7)

+++

+++
Если выделить территории, удаленные более 5 км от дорог с твердым покрытием, как малодоступные для пешеходов и для автомобилей, то окажется, что только Московская область более или менее доступна, да и то кроме стыков административных районов. Стоит нам отъехать 80-100 км от Москвы, допустим в Ярославскую область — и огромные пространства за пределами основных магистралей и пригорода Ярославля оказываются малодоступны. Надо сказать, что демографические процессы и инфраструктура тесно взаимосвязаны. Отсутствие дорог, распад всей сельской инфраструктуры усиливает деградацию нежизнеспособных поселений, а с другой стороны, те места, откуда уезжают люди, не стимулируют власти к какому-либо улучшению сельской среды.
+++
Но давайте посмотрим на ту же Костромскую область. В интернете есть охват территории, например, сотовой связью МТС. И что мы видим? Опять тот же пригород, ближайшие к городам районы, крупные поселения и территория вдоль дорог. И многочисленные белые пятна — те же «дыры пространства».
Теперь поговорим об экономике. Если обратиться к кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель, то видно, что в сельском хозяйстве всегда работало 2 ренты: рента по плодородию и рента по положению. Выделяются, помимо самого лучшего Краснодарского края, Черноземья, также Московская область, Ленинградская область.
+++
Рис. 7. Динамика производства, посевной площади и поголовья крупного рогатого скота в % к 1990 г.
+++
Рис. 8. Типы субъектов РФ по изменению вклада в общероссийское сельскохозяйственное производство за период 1990-2009 гг.

+++
Рис. 9. Плотность сельского населения по внутрирегиональным административным районам Европейской России, чел/кв. км
+++
Рис. 10. Административные районы Европейской России с лучшим состоянием сельскохозяйственных предприятий в середине 2000-х гг.
+++
Рис. 12. Плотность сельского населения и надои молока от одной коровы на профиле Смоленск-Москва-Владимир, 2004 г. (1,2,3… — районы-соседи областного центра первого, второго, третьего и т.д. порядков в Смоленской, Московской и Владимирской областях)
+++